Главная Личное мнение Дерево и цвет
Дерево и цвет Печать E-mail
26.08.2011 11:03

Деревянная анималистическая скульптура ставит перед её создателями очень сложные задачи по окрашиванию (тонированию) поверхности.

Дерево прекрасно воспринимает цвет посредством различных красителей. Любой художник-резчик должен учитывать это по множеству причин. Во-первых, окрашивание – это наиболее простой и эффективный способ скрыть местные дефекты деревянной поверхности в виде синюшных, бурых, серых пятен и полос, вызванных воздействием спор микрогрибов, опрелостей, гнилей, насекомых, особенностей почвы и т.д. Во-вторых, современные окрашивающие составы (морилки) – это прекрасные антисептики, которые предохраняют древесину от загнивания. В третьих (и это самое главное), правильно выполненное тонирование – это весьма важный элемент в достижении художественной выразительности и подачи замысла художника в его произведении.

Деревянная анималистическая скульптура – это та область искусства, которая очень близка к натуре, к Природе. Природа богата многоголосьем цветов, их игрой, удивительным их богатством, сочностью. Именно здесь берут своё начало человеческие понятия о красоте и гармонии. Дерево является продуктом дикой живой природы. Поэтому ему характерны особая теплота, красота и разнообразие по цвету и физическим качествам. Наиглавнейшая задача художника – выявить красоту дерева, как материала, заставить её работать в формировании и подаче художественного замысла так, чтобы достичь предельной остроты и достоверности образного восприятия. Этой задачи невозможно достичь, если не соблюдать некоторые строгие правила. Рассмотрим их.

1. Если можно достичь наилучших результатов без применения тонирования, не делайте этого! Чаще всего это относится к произведениям, отличающихся богатой пластикой, плавностью переходов объёмов и линий и выполненных из ядровых пород древесины (дуб, ясень, вяз, груша, бакаут, альгоробо, чёрное дерево, красное дерево и т.д.). Ядровые породы древесины отличаются очень красивой текстурой. Как правило, они хорошо шлифуются абразивными шкурками и полируются. Необходимо сохранить красоту текстуры и естественного цвета такой древесины. Поэтому тонирование тут может быть уместно только в исключительных случаях. Лаки в качестве покрытий применять не следует. Даже матовые лаки создают на поверхности неприятные блики, снижают естественное благородство дерева и создают впечатление пластмассы. Итак, никаких лаков! Но зато восковые покрытия всегда здесь будут уместны и желательны. Воск не искажает и не заглушает текстуру дерева и не мешает его цвету. Воск – это прекрасное защитное покрытие. Приглушённый восковой блеск на деревянной поверхности – это очень органично и красиво! В настоящее время в продаже имеется множество составов на основе натуральных или синтетических восков, предназначенных для деревянных паркетов, панелей, дверей и т.д. Все они будут хороши, но наиболее предпочтительны бесцветные восковые составы.

2. Тонирование уместно, когда деревянная анималистическая скульптура выполнены из древесины, не обладающей красивой текстурой. В этом случае чаще всего скульптору-резчику приходится иметь дело с породами древесины, которые хорошо «держат форму» на мелких и тонких элементах, резких переходах, не скалываются и не расслаиваются. Такая древесина должна обладать высокой вязкостью и стабильностью (хорошо резаться во все стороны). Указанные требования присущи древесине заболонных пород (липа, берёза, осина, ольха, ива, ель).

3. Все красители (морилки) должны быть прозрачными. Краситель не должен «забивать» дерево, чтобы оно не потеряло своей природной привлекательности. В окрашенном виде произведение должно настойчиво демонстрировать своё деревянное происхождение.

4. Все красители должны соответствовать естественным цветам различных пород дерева, встречающихся в природе. Если применять красители цветов, не свойственных дереву, это резко снижает его художественные достоинства, как материала. Поэтому цветовая гамма применяемых красителей для дерева должна исключать все яркие (чистые) цвета, а также цвета: синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, пурпурный, голубой. Допустимы и даже предпочтительны цвета различной насыщенности: серый, бурый, коричневый, красно-коричневый, жёлтый, жёлто-коричневый. Необходимая степень цветовой насыщенности достигается разбавлением морилок, снижением их концентрации. Нужные оттенки, ослабление или усиление цвета достигаются смешиванием морилок. При этом всегда надо учитывать, что на торцевых поверхностях дерева одна и та же морилка будет выглядеть темнее, чем на боковых (т.е. на продольных волокнах древесины).

5. На одной деревянной скульптуре предпочтительно применять морилку одного цвета, иногда двух цветов. Три цвета – это уже исключительный случай. Бывает, что художник-резчик вырезал из дерева прекрасную анималистическую скульптуру, подробно «выписал» на ней резцом все детали, а потом начал раскрашивать её в различные цвета, желая достичь максимального сходства с натурой. И вдруг случается беда, - уже готовое произведение умирает. Жизнь, художественный образ и замысел из него, потому что на самом деле получается муляж. Нельзя полностью повторять натуру! Натура художнику нужна только для того, чтобы проверять на ней достоверность своего произведения. Любая натура в анималистике – это художественное произведение Бога. Превзойти Бога, как художника, невозможно и бессмысленно! Всё равно, живой зверь или птица будут лучше, чем самая тщательная и мастеровитая резьба. Но бывают случаи, когда, например, просто в целях узнаваемости необходимо применить большую гамму красителей, пять, шесть и более цветов. В этом случае скульптору-анималисту при резьбе приходится прибегать к обобщениям и уходить от изображения отдельных и мелких деталей (они будут нарисованы). Резьба выполняется только в общих чертах, достаточных для узнаваемости. В этом случае раскрашивание в различные цвета может быть допустимо и уместно. Бывают и другие случаи применения раскрашивания деревянной анималистической скульптуры. Но это уже частности, зависящие от художественного замысла автора произведения.

6. Все красители для дерева должны быть светостойкими. Самые светостойкие красители – это минеральные. Они получаются из растворов солей различных кислот, окислов металлов, природных минералов, для которых определённый цвет является физической неизменяемой характеристикой. Наиболее полную информацию о них можно получить из курса неорганической химии или из специального её раздела, посвящённого этой теме. Основной недостаток многих минеральных красителей – токсичность. Не следует самостоятельно вне специальных условий готовить минеральные красители. Кислоты, щёлочи, их испарения и возможные опасные последствия непредвиденных внезапных реакций – это весьма нежелательные факторы таких попыток. Лучше обратиться в специализированные магазины для художников. Там краски на основе минеральных химических веществ могут продаваться в готовом виде. При этом они могут представлять собой непрозрачные субстанции. В этом случае для получения прозрачного красителя в зависимости от типа краски можно использовать специальный растворитель, спирт или воду. Полученный раствор отстаивают или фильтруют.

На второе место после минеральных по светостойкости следует отнести красители для окрашивания тканей и кожи. Они доступны и хорошо ложатся на деревянную поверхность. Эти красители не токсичны. С ними удобно работать. Они продаются в виде порошков или концентрированных растворов.

В торговой сети также можно приобрести готовые морилки для дерева различных цветов и оттенков. Они разводятся спиртом или водой, поставляются в виде порошков или концентрированных растворов. Они обладают хорошей светостойкостью, хотя и уступают минеральным красителям, удобны в работе, не токсичны.

Хорошие результаты дают акриловые и акварельные краски. Они обладают хорошей светостойкостью и также не токсичны и удобны в работе. Их разводят водой, потом отстаивают или фильтруют, чтобы получить прозрачный раствор, который потом и используют.

Цветные карандаши используются для нанесения штриховок, точек, линий.

Конечно, здесь описано далеко не всё, что можно использовать при окрашивании деревянной анималистической скульптуры и других произведений деревянного искусства. Существует множество способов получения замечательных морилок для дерева, которые можно отнести к экзотическим. Например, отвар известного берёзового гриба чаги – это вполне хорошая морилка серого цвета.

Личный интерес в этой области обязательно приведёт художника-резчика к каким-то персональным предпочтениям и открытиям. Выбор весьма широк. Мне остаётся только пожелать в этом выборе всевозможных успехов.

 

Александр Крячко

(Деревянная анималистическая скульптура, август 2011 г.)

Обновлено 02.09.2011 22:45
 
Грифовая черепаха 24 Апреля 2016, 14.33 Мои работы
Грифовая черепаха
Нажмите на изображение, чтобы рассмотреть подробнее. Грифовая черепаха – это опасный хищник и гроза всех водоёмов
Гиббон 22 Октября 2014, 12.27 Мои работы
Гиббон
Нажмите на изображение, чтобы его увеличить. Каждое утро на заре джунгли Ост-Индии оглашают приятные голоса, услышав
Деревянная резная скульптура Беркут 05 Сентября 2013, 15.05 Мои работы
Деревянная резная скульптура Беркут
Беркут - это не просто орёл. Его образ присутствует в символах и гербах многих государств, в картинах художников, в